RSS

Экологическая безопасность при строительстве объектов в городе Москве

В.В.Леонов, руководитель Мосгосэкспертизы, В.Ю.Денисов, руководитель аппарата Мосгосэкспертизы, В.Н.Седых, начальник Управления охраны окружающей среды ,С.В. Новиков, начальник экологического отдела.


Концепция национальной безопасности является важным фактором обеспечения интересов Москвы в области экономико-социального развития. Она предусматривает переход к устойчивому развитию мегаполиса, в том числе решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, что требует формирования новой стратегии, которая должна быть экологически и экономически сбалансированной.

Сегодня важно осознавать превалирующую роль экологизации всех сфер жизнедеятельности как главного условия выживания и устойчивого развития.

Применительно к области строительного производства это означает: уметь предвидеть нежелательные побочные последствия всех видов строительных технологических процессов, оценить интенсивность их воздействия на природную среду и точно обозначить технические возможности, которые позволяют сократить нежелательные последствия. При этом важно учитывать, что проблемы охраны окружающей среды, возникающие в ходе промышленного и гражданского строительства, связаны не только с результатами строительного производства - быстрым ростом промышленности и урбанизованных агломераций. Не менее существенным является и сам процесс строительного производства, оказывающий техногенное воздействие на все основные составляющие природной среды: атмосферу, гидросферу, биосферу и геосферу. Это воздействие усиливается по мере возрастания масштабов строительства - увеличения мощности строительной техники, интенсификации технологических процессов.

В связи с этим возникло новое направление экологии - строительная экология, наука о создании благоприятной среды обитания человека в условиях города.

Во всех случаях строительное производство образует наряду с другими факторами техногенную экосистему, которая изменяется под воздействием строительных технологических процессов, создающих кроме целевого продукта также и механизм разрушения биосферы. Задача состоит в предотвращении или снижении интенсивности этих разрушающих воздействий и в разработке таких принципов и технологий строительного производства, которые не ведут к деградации жизненной среды.

Экологическая безопасность строительства означает защищенность природной среды от неустранимых отрицательных последствий. Эту защищенность обеспечивают природоохранные меры, к которым относятся:

  • экологически рациональное размещение предприятий, населенных пунктов и транспортной сети;
  • выбор экологичных объемно-планировочных и конструктивных решений;
  • выбор экологически чистых материалов при проектировании и строительстве;
  • применение малоотходных и безотходных технологических процессов и производств добычи и переработки строительных материалов;
  • строительство и эксплуатация очистных и обезвреживающих сооружений и устройств;
  • меры по борьбе с эрозией и загрязнением почв;
  • решения по охране вод и недр и по рациональному использованию минеральных ресурсов.


Экологическая безопасность в строительном комплексе города Москвы чрезвычайно важна, так как любой вид деятельности человека начинается, как правило, с создания материальных объектов инфраструктуры, с их строительства. И именно на стадии проектирования объекта любого назначения, любой отрасли проводится первая оценка экологической безопасности будущего объекта.

Особое место в сфере градостроительства занимает охрана окружающей природной среды. Учет экологических факторов при застройке территорий имеет очень важное значение для сохранения здоровья нынешних и будущих поколений людей.

Города, как правило, являются центрами промышленного производства и их рост нередко сопровождается заметным ухудшением состояния окружающей среды. Население городов непрерывно увеличивается, масштабы коммерческой и производственной деятельности возрастают, поэтому на территории городов концентрируется потребление энергии и ресурсов, образуется громадное количество отходов, причем искусственные и естественные системы обезвреживания и очистки оказываются перегруженными, а управление этими системами и регулирование их функций становится все более затруднительно. В результате ущерб, причиняемый окружающей среде, и, соответственно, затраты на ее охрану становятся настолько крупными, что создает угрозу для здоровья людей и ухудшает условия их жизни. Города стали основными «горячими экологическими точками», в связи с чем необходимо уделять особое внимание оценке качества среды на уровне генплана, экологической оценке застройки и конкретных проектов, а также при планировании охраны и рационального использования окружающей среды в масштабе территории города.

Правительство России и Правительство Москвы уделяют этому первостепенное внимание.

Краеугольным камнем социально-экономической политики является градостроительство. Оживление строительства является основой для подъема экономики в целом. Однако важно,чтобы охрана окружающей среды стала одним из приоритетных направлений государственной строительной политики. Принятые основополагающие законодательные акты: (Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (в редакции от 6.12.2011 г., "Градостроительный кодекс города Москвы", утвержденный Законом г. Москвы от 25 июня 2008 г. N 28, и Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ (в редакции от 19.07.2011г.) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации») регулируют отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности архитекторов в целях обеспечения безопасной, экологически чистой, благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества. В настоящее время в стране действует около трех тысяч нормативных и методических документов природоохранной направленности, немалая часть которых имеет прямое или косвенное отношение к строительству.

Недостаточное знание специалистами строительного комплекса природоохранных и санитарно-гигиенических нормативно-правовых требований, конкретных юридических процедур, порядка и условий разработки и согласования проектных материалов, получения разрешительной документации, ответственности и санкций за экологические нарушения, экономических рычагов природоохранного регулирования резко повышает инвестиционные риски, снижает инвестиционную активность в строительство, зачастую приводит к задержкам в реализации инвестиционных проектов. Около 40% проектной документации, представляемой на экспертизу, в среднем, ежегодно возвращается на доработку по причине несоблюдения природоохранных требований, что говорит о недостаточной экологической подготовке и знании природоохранных нормативно-правовых документов проектировщиками и заказчиками. Часто строителями не соблюдаются природоохранные требования в процессе производства строительных работ. Незнание или пренебрежение процедурами и принципами участия общественности в обсуждении предполагаемого строительства часто приводит к социально-экологической напряженности и конфликтам с населением, задержке, а иногда и прекращению строительства, судебным издержкам и в конечном счете - к экономическому ущербу.

Таким образом, на сегодняшний день, обеспечение требований экологической безопасности в строительном комплексе является весьма актуальной проблемой и соответственно ставит новые задачи при подготовке, переподготовке и повышении квалификации проектировщиков и строителей.
Сегодня для архитектора и инженера - строителя наиболее важны современные принципы, касающиеся защиты здоровья людей, удаления отходов, рационального использования ресурсов, демографической политики, борьбы с уничтожением территорий природного комплекса.

Правительство Москвы в своей деятельности стремится к устойчивому развитию города, представляющего новую фазу историко-цивилизационного процесса.

Для Москвы с учетом ее особенностей как мегаполиса, основные принципы развития формулируются следующим образом:

  • каждый человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, на жизнь в благоприятной для него окружающей среде;
  • социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение качества жизни людей и естественных условий их жизнедеятельности при охранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны;
  • сохранение окружающей природной среды должно составлять неотъемлемую часть процесса устойчивого развития;
  • рациональное природопользование должно основываться на неистощительном использовании возобновляемых и экономном использовании невозобновляемых ресурсов, утилизации и безопасном захоронении отходов;
  • экологобезопасное хозяйствование должно базироваться на укреплении взаимосвязи экономики и экологии, формировании единой экологизированной экономической системы развития;
  • необходимо опережающее принятие эффективных мер по недопущению ухудшения состояния окружающей природной среды, предотвращению экологических и техногенных катастроф;
  • ведение хозяйственной деятельности должно предусматривать отказ от проектов, способных нанести невосполнимый ущерб окружающей среде, а также если экологические последствия возведения недостаточно изучены;
  • в перспективе значение рационализации масштабов и структуры личного потребления населения должно возрастать;
  • развитие города следует осуществлять на основе международного сотрудничества и партнерства;
  • необходим свободный доступ населения к экологической информации, создание соответствующей базы данных;
  • в ходе развития законодательной базы следует учитывать экологические последствия предполагаемых действий, исходить из необходимости повышения ответственности за экологические правонарушения, обеспечивать компенсации лицам, пострадавшим от загрязнения окружающей среды.


Интенсивный рост городов в последние десятилетия, концентрация основной массы населения на ограниченных территориях, насыщенных промышленными предприятиями, транспортными магистралями, жилыми домами, породили целый ряд проблем, в том числе и общую проблему выживания человечества.

Вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования не могут быть решены без постоянно действующего механизма предупреждения, локализации и ликвидации отрицательных антропогенных воздействий от планируемой и осуществляемой деятельности, а также их последствий. Одним из элементов такого механизма является комплексная оценка состояния окружающей среды, разработка природоохранных и ресурсовоспроизводящих мероприятий в градостроительной и другой проектной документации, экологическое обоснование хозяйственной деятельности на начальной стадии принятия народнохозяйственных, социальных, градостроительных и иных управленческих решений.

Разработка разделов «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» в составе проектной документации является обязательной для проектов строительства, расширения, реконструкции объектов. Материалы этого раздела являются основой экологического обоснования и выбора приоритетных направлений использования, развития и реконструкции территорий, определяют условия и ограничения реализации проектных решений и хозяйственной деятельности на территории.

Как и многие города мира, Москва, несмотря на значительную площадь своей общей территории, является высокоурбанизированным городом. Тенденция увеличения городского населения сохраняется в силу политических, социальных, экономических и других причин.

Природный комплекс города Москвы как уникальная часть ландшафта, поддерживающая здоровую среду, чистоту почвы и воды, биологическое разнообразие растительного и животного мира, должны быть сохранены, а при необходимости и восстановлены. Проектирование в г.Москве должно осуществляться с учетом экологического планирования ландшафта, устойчивого землепользования, использования традиционных и местных способов ведения хозяйства и др. Экологизация градостроительной и жилищной политики в столице, при условии реализации предлагаемых принципов и методов, призвана обеспечить дальнейшее экологически безопасное развитие урбанизированных территорий, гарантируя комфортные условия проживания и жизнедеятельности городского населения.

К сожалению, до сих пор не разработаны принципы и методы экологической безопасности в сферу жилищного строительства, отсутствует система критериев по оценке экологичности зданий и сооружений, по оценке степени экологической безопасности стеновых и отделочных строительных материалов, используемых в процессе строительства, реконструкции и эксплуатации жилых домов.

Как обеспечить устойчивое развитие строительного комплекса без ущерба для окружающей среды, вот - тот вопрос, который требует безотлагательного решения.

Московский регион относится к территории с очень высокой экологической напряженностью, которая обусловлена высоким уровнем экономической освоенности, сильным воздействием мощных промышленных узлов на окружающую среду, а также активным загрязнением и истощением вод суши, загрязнением почв. Несмотря на значительный спад в последние годы производства, уровень загрязнения окружающей природной среды в г.Москве продолжает оставаться высоким.

Основными источниками загрязнения воздуха остаются предприятия черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, строительной индустрии, энергетики, а также автотранспорт автотранспорт. Доля влияния загрязненного воздуха на общую заболеваемость детей составляет в среднем 17%, у взрослых – 10%. Загрязнение воздуха вызывает 41% заболеваний органов дыхания, 16% эндокринной системы, 2,5% онкологических заболеваний у лиц в возрасте 30–34 года и 11% – у лиц 55–59 лет.

Не отвечает нормативным требованиям качество воды большинства водных объектов, так как часть сбрасываемых в них сточных вод существенно загрязнены. Неэффективная работа очистных сооружений также является важнейшей причиной обострения экологической обстановки. Наиболее водоемкими отраслями хозяйства остаются энергетика, топливная, химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство. Отмечаются потери воды во внешних сетях при транспортировке от водоисточников до водопотребителей. Значительные объемы забранной воды теряются также в процессе промышленного производства из-за несовершенства технологий и утечек. Несмотря на сокращение в последние годы сброса сточных вод и соответственно содержащихся в них загрязняющих веществ, тенденция увеличения загрязненности поверхностных вод сохранилась.

Отмечается ухудшение состояния используемых земель, происходит деградация почвенного покрова. Пристального внимания требуют процессы техногенного загрязнения земель, в результате которого увеличиваются площади земель, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами, токсичными веществами. Выбросы в атмосферу от промышленных предприятий и автотранспорта, орошение земель загрязненными водами, нарушения требований использования нефтепродуктов, приводят к накоплению вредных веществ в почвах, ухудшают их физические и химические свойства. Следующая по значимости проблема – захламление земель, обусловленная появлением на территории города мест несанкционированных свалок. В связи с недостаточным количеством полигонов для складирования и захоронения промышленных отходов распространена практика их вывоза в места неорганизованного складирования (несанкционированные свалки), что представляет особую опасность для окружающей среды. Техногенные выбросы от промышленных источников и транспорта распространяются на прилегающую территорию, являясь причиной ухудшения состояния древостоя и снижения его фитоцидной роли.

На состоянии растительного и животного мира неудовлетворительно сказывается деятельность человека. Большой ущерб природному комплексу города Москвы наносят незаконные вырубки. Остро стоит проблема сохранения природной растительности, которая представляет огромную ценность и является базой естественных возобновляемых ресурсов.

Недостаточно изучена проблема загрязнения окружающей природной среды диоксидами и другими супертоксикантами.

В сложившихся условиях Правительством Москвы в настоящее время делается все возможное для развития города.

Формирование экономики, не разрушающей биосферу, - одна из центральных задач развития столицы. Именно на этом этапе решается проблема взаимодействия общества и природы и обеспечивается безопасное во всех отношениях развитие цивилизации, когда человек в полной мере может раскрыть свой творческий потенциал.

Главная задача экологической политики на ближайшую перспективу - преодоление негативных проявлений деэкологизации производства и обеспечение стабилизации экологической ситуации, что предусматривает:

  • совершенствование природоохранного законодательства, системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования;
  • совершенствование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды;
  • проведение широкого комплекса научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, направленных на оздоровление среды обитания человека и обеспечение экологической безопасности;
  • государственную поддержку реконструкции действующих производств при переходе на малоотходные, безотходные и ресурсосберегающие технологии;
  • обеспечение проведения экспертизы и оценки Перечня мероприятий по охране окружающей среды при реализации программ и проектов хозяйственной и иной деятельности.


Следует отиметить, что серьезную угрозу для Московского региона представляют катастрофы природного и техногенного характера, частота, масштабность и разрушительность которых в последние годы значительно возросли: лесные пожары, затопления, паводки, землетрясения, оползни, обвалы, ураганы, аномальная жара. Эти явления не только наносят большой ущерб хозяйству и окружающей природной среде, но и нередко сопровождаются разрушением построек и человеческими жертвами. Возникновение чрезвычайных и катастрофических ситуаций природного характера происходит стихийно и не может быть предотвращено. В то же время величина причиняемого ими ущерба во многом зависит от своевременности и точности их предсказания, от принятия предупредительных мер защиты.

В техногенной сфере наибольшую опасность представляют радиационные и транспортные катастрофы, аварии с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывы и пожары, гидродинамические аварии, а также аварии на электроэнергетических системах и очистных сооружениях. Основными причинами возникновения чрезвычайных техногенных ситуаций являются износ основных фондов, достигающий в ряде отраслей 70–80%, снижение профессионального уровня работников, производственной и технологической дисциплины, а также просчеты в проектировании и строительстве объектов. В свою очередь техногенная деятельность может приводить к инициированию природных катастроф), опасных изменений климата и разрушений защитного озонового слоя (вследствие возрастающих антропогенных выбросов в атмосферу). На ликвидацию последствий катастроф отвлекаются значительные финансовые, материально-технические и трудовые ресурсы, которые могли бы быть использованы для развития экономики и социальной сферы. Это выдвигает в число приоритетных задач разработку и осуществление эффективных мер по минимизации неизбежных ущербов от природных катастроф и концентрацию усилий на предотвращении катастроф техногенного и природно-техногенного характера.

Основными нормативно – правовыми актами, призванными способствовать охране и восстановлению природы и ее богатств как основы устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека являются Конституция Российской Федерации и Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». В совокупности с другими законодательными актами (Земельный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс, Федеральный закон о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения и др.) указанный закон образует систему природоохранительного законодательства России.

Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. Говоря об окружающей природной среде и ее охране, имеется в виду сохранение не всякой, а именно здоровой, качественной среды, благоприятной для жизни человека, общества (атмосферный воздух и водоемы чисты, земля и леса не деградированы, живые ресурсы не погибают). Она может быть и некачественной; тогда задача природоохранительного законодательства заключается в том, чтобы обеспечить ее оздоровление. Понятие «благоприятная» применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, в котором возможны достойная жизнь и здоровье человека.

Право на благоприятную среду обитания зафиксировано в основах правового регулирования строительной деятельности. Так Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает:

  • обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
  • обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
  • обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
  • осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;
  • участие граждан и их объединений в обсуждении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;
  • ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
  • осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;
  • осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности и др.


В своей практической работе архитектор, проектировщик и строитель постоянно соприкасаются с проблемами охраны природы. Поэтому, они должны четко исполнять требования законодательных и правовых нормативных документов в области строительства и в других областях, на которые влияет строительство. Застройщик, используя проектную документацию, разработанную по его заказу проектной организацией, несет полную ответственность за нарушение требований действующих актов в области охраны окружающей среды , возникшие при реализации объекта капительного строительства.


Систему экологических нормативов составляют три группы документов:

Санитарно-гигиенические нормативы. К ним относятся нормативы предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в окружающей природной среде, предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, радиационного и другого вредного физического воздействия на окружающую природную среду, предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктах питания), а также нормативы санитарных и защитных зон. Цель таких нормативов – определение показателей качества окружающей природной среды для человека.

Экологические нормативы. Устанавливают предельно допустимые выбросы и/или сбросы в окружающую природную среду загрязняющих химических веществ (ПДВ, ПДС), уровни вредного воздействия физических и биологических факторов. К ним также относятся строительные, градостроительные, технологические правила, содержащие экологические требования.

Вспомогательные нормы. Регламентируют терминологию, организационные и правовые аспекты. Их цель – обеспечение единства терминологии в деятельности организационных структур и в правовом регулировании экологических отношений.


Государственная экспертиза при рассмотрении проектной документации оценивает соответствие предлагаемых застройщиком проектных решений требованиям экологической безопасности, определяет долгосрочное влияние проектируемых объектов на состояние окружающей среды, в том числе выбросов недопустимых загрязнений в среду.

В процессе экспертизы проверяется соответствие заложенных в проекте технологий, градостроительных, архитектурно-строительных, конструктивных и технологических решений требованиям экологии, защиты среды от загрязнений.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ разработка проектной документации, строительства и реконструкции объектов капитального строительства должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил, с учетом состояния территорий города и ограничений в области экологической безопасности, установленных территориальными комплексными схемами охраны природы и природопользования, а также с учетом последствий вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье человека. При разработке градостроительной документации следует предусматривать мероприятия по охране окружающей природной среды, определенные заданием на разработку этой документации.

Экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности в документации осуществляется в целях оценки экологической опасности намечаемых мероприятий, своевременного учета экологических, социальных и экономических последствий воздействия планируемых объектов на окружающую среду.

Экологически и экономически обоснованные решения участников хозяйственной и иной деятельности в документации должны гарантировать:

  • экологическую безопасность населения;
  • минимальный ущерб природной среде и населению при устойчивом социально- экономическом развитии территорий;
  • благоприятные экологические условия для проживания населения;
  • рациональное и экономное расходование природных, материальных, топливно- энергетических и трудовых ресурсов;
  • выпуск экологически безопасной продукции;
  • сохранение биологического разнообразия, чистоты воздуха, источников водоснабжения и других природных объектов, а также объектов культурно-исторического наследия;
  • внедрение высокопроизводительного мало– и безотходного технологического оборудования и техники.


Мосгосэкспертиза при анализе и оценке предлагаемых застройщиком проектных решений, экспертном сопровождении программ и проектов, активно взаимодействует с Мосгосстройнадзором, Росприроднадзором, Роспотребнадзором по городу Москве, Департаментом приодопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Москомархитектурой, ГУП НИиПИ Генплана города Москвы, службами пожарной безопасности и другими заинтересованными организациями.

Одна из главных задач Мосгосэкспертизы – дать экспертные оценки по всем разделам проектной документации, всем исходным данным, что гарантирует правильность проектных решений, а в дальнейшем конструктивную безопасность и эксплуатационную долговечность будущего объекта.

Совместная работа экспертных органов с заказчиками и проектировщиками, органами надзора позволяет оперативно рассматривать предложения по совершенствованию нормативно-методологической базы государственной экспертизы, вносить соответствующие изменения в проектную документацию и нормативы, существенно сокращать сроки подготовки проектов и самое главное гарантировать сохранение жизни и здоровья людей.

Итоги рассмотрения проектной документации в Мосгосэкспертизе за 2011 год и I квартал 2012 года показывают , что количество замечаний экспертов по выявленным недоработкам проектировщиков в разделе « Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и смежных разделах, касающихся снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, сократилось на 5-7%, что говорит о положительных тенденциях и о повышении эффективности работы экспертов.


Журнал "Бюллетень строительной техники",
№ 5 от 14 мая 2012 г.