RSS

Новые земли, задачи, возможности

20.09.2013

Научно-технический рывок, которое совершило человечество в конце XX – начале XXI в., и бурное развитие экономики в России сделали устаревшими так и не реализованные до конца планы по обновлению Москвы. А также потребовали ускорить работу не только по реконструкции города, но и основных подходов к его застройке.

Вчера...

Первый известный план Москвы был разработан в 1596–1597 гг. при царе Борисе Годунове и послужил основой для других ранних планов XVII в. Начиная с XVIII в. столица активно строится под контролем властей. В 1731 г. появился указ «О делании плана города Москвы». Сам план был опубликован через восемь лет. Сорок лет спустя был учрежден особый департамент для разработки плана и проекта по улучшению строения в городе. Екатерина II утвердила доклад комиссии департамента по плану города и приложенный к нему «Прожектированный план г. Москвы».

После пожара и разрушений Отечественной войны 1812 г. была создана «Комиссия по строению города Москвы». План столицы, составленный этой комиссией, был положен в основу обстоятельной реконструкции города. Основы градостроительного регулирования, застройки в духе идей классицизма продолжали действовать вплоть до 1917 г.

Октябрьская революция ознаменовала новый этап в развитии Москвы. Новое руководство столицы и страны утверждало и поддерживало идею разработки на научной основе качественно новых перспективных градостроительных схем и планов реконструкции, чтобы подчеркнуть становление Москвы как столицы первого в мире советского государства. В советский период процесс централизованной плановой застройки и благоустройства на основе официально утвержденных генеральных планов можно разделить на 4 основных этапа. Первый: 1931–1941 гг., второй – 1945–1950 гг., третий – 1951–1960 гг. и четвертый – 1961–1991 гг.

Уже с 1988 г. контроль за качеством проектной документации был поручен Московской государственной вневедомственной экспертизе, которая собрала лучших специалистов в области проектирования объектов капитального строительства.

После развала Советского Союза началась история новой демократической России и новый этап градостроительной истории ее столицы. В новых условиях началась и завершилась разработка Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 г. По мнению экспертов, план максимально ориентирован на привлечение в город инвесторов.

… и сегодня

Сегодня для того, чтобы Москва встала в ряд самых передовых столиц мира и решила накопившиеся проблемы, руководством города реорганизуется работа всего Строительного комплекса Москвы. Используются опыт и достижения мирового сообщества, организуются конкурсы, семинары, выставки, проводится огромная научная работа.

В 2012 г. был проведен Международный конкурс на разработку Концепции развития Московской агломерации. Зона агломерационного влияния Москвы, в которой формируется единый рынок жилья, мест приложения труда и центров обслуживания, достигает 80–100 км от границ столицы. Территория активного влияния столицы включает интенсивно урбанизированный пояс пригорода шириной до 30–50 км, а прилегающие к МКАД города и районы области фактически функционируют как единый город. В столичном регионе сложились устойчивые культурно-бытовые связи, обуславливающие въезд в город из зоны 2–3-часовой доступности порядка 1 млн человек в сутки и около 500 тыс. чел., выезжающих в Московскую область. В связи с этим рассматривалось расширение территории в юго-западном направлении. Это было обусловлено наличием наименее загруженной дорожно-транспортной инфраструктуры, необходимой инженерной инфраструктуры (энергетических мощностей) и незастроенных земель для развития, а также доступностью аэропортов, исторического центра Москвы и инновационных площадок.

Ради реализации этой идеи 10 международных авторских коллективов и группа международных экспертов проработали варианты полицентрического развития Московского региона. И вот наконец с 1 июля 2012 г. эти территории вошли в состав Москвы.

Сегодня, учитывая новые территории, площадь города составляет 255 тыс. гектаров. За счет формирования целого ряда центров притяжения деловой активности планируется обеспечить решение проблемы роста мегаполиса и его транспортной проблемы. Совместно с Правительством Московской области была проведена большая подготовительная работа по планированию территории и формированию ее инфраструктурного каркаса. На 2014 г. намечено утверждение Генерального плана развития Москвы до 2025 г. с учетом присоединенных территорий.

Новые земли рождают новые задачи строительства, в решении которых активно участвуют специалисты Мосгосэкспертизы. Проблемных вопросов много, в том числе наличие и достоверность инженерно-топографического плана, особенности транспортной инфраструктуры, соответствие решений современным и постоянно обновляющимся требованиям норм.

На присоединенных территориях предстоит застроить около 28 тыс. гектаров земель. Кроме того, сегодня на территории Москвы планируется реформирование промышленных зон на площади около 7 тыс. гектаров. Потенциальный выход площадей различного назначения – административно-делового, промышленного, торгового, жилья и объектов социальной сферы, научных, инновационных и образовательных центров – составляет до 100 млн кв. м. В планах стоит реализация проектов финансово-делового центра в Рублево-Архангельском, научного центра в Троицке и множества других. Такой подход избавит сотни тысяч жителей столицы и Подмосковья от необходимости ездить на работу в центр, где пока расположено 40% рабочих мест мегаполиса.

Сегодня уже сформированы предложения по развитию транспортного каркаса новой территории – строительству Третьего пересадочного контура метро, продлению существующих Сокольнической и Калужско-Рижской линий, Малого кольца Московской кольцевой железной дороги, развитию Киевского и Курского направлений, развитию железнодорожной инфраструктуры Домодедово, модернизации Киевского, Калужского, Варшавского шоссе, МКАД и ЦКАД, а также созданию Южной рокады и Северо-западной хорды.

Новые задачи рождают новые подходы к осуществлению этих задач. Реформы градостроительного комплекса Москвы потребовали изменений в работе Мосгосэкспертизы. Была существенно расширена структура организации. Сегодня специально сформированные новые подразделения решают задачи по актуальным направлениям: дорожному строительству, в том числе, вылетные магистрали, дорожные развязки, автостоянки и развитие Метрополитена. Наравне с основной задачей, оценкой проектной документации на соответствие техническим регламентам Мосгосэкспертиза последовательно стремится к повышению квалификации государственных экспертов. Более того, благодаря новым технологиям осваиваются новые методы работы – рассмотрение документации, представленной через Портал государственных и муниципальных услуг города Москвы в электронном виде.


Источник Журнал Российский строительный комплекс

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати